Что такое устойчивая мода и как она влияет на всю фэшн-индустрию

Мода

Ушедшее десятилетие стало поворотным моментом для человечества и наложило стойкий отпечаток на мир моды. Экология всё чаще выходит на первый план и почти любой материал о моде, будь то публикация в соцсетях или видеоролик, содержит упоминание о sustainable fashion (англ. – «устойчивая мода»). Что же подразумевает этот термин и каково влияние sustainability на современную фэшн-индустрию?

Устойчивая мода

unsplash.com

Что такое устойчивая мода

Понятие устойчивой моды вышло за обиход профессиональных словарей fashion-индустрии и прочно обосновалось в повседневной жизни. Сегодня вопрос ответственного потребления – это неотложная мера, и угрозой загрязнения окружающей среды обеспокоены не только экоактивисты. Ответственность ощущают также транснациональные корпорации и нишевые бренды, призывающие взглянуть по-новому на процессы производства и отказаться от избыточного потребления.

Ежегодный оборот производства одежды составляет около 150 млрд единиц. Таким образом, вред в виде парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу в результате работы сектора лёгкой промышленности, значительно больше, чем объём выхлопов, производимый за тот же период авиа- и водным транспортом.

Концепция устойчивого бренда

Что такое устойчивая мода

unsplash.com

Степень угрозы, которой подвергается окружающая среда, сложно переоценить, но в чём же заключаются принципы ответственной моды?

Конечно, перестроить концепцию работы, выстроенную и выверенную годами, не так легко, но для того, чтобы бренд соответствовал принципам sustainable, важен контроль следующих моментов:

  • сокращение потребления электроэнергии в процессе производства;
  • компенсация вредных выбросов в атмосферу;
  • сокращение использования воды;
  • минимизация применения химикатов;
  • переработка и вторичное использование материалов;
  • обеспечение достойных условий труда работников;
  • прозрачность цепочек поставок.

Увы, подавляющее число компаний на рынке текстильной промышленности сегодня осуществляет не более пары пунктов из этого перечня, и сфера остаётся одной из наиболее вредных для планеты.

Экологичные материалы

Sustainable fashion

unsplash.com

Концепция fast-fashion, стимулирующая потребителя обновлять гардероб каждые пару месяцев, чрезвычайно опасна для окружающей среды. Одежда посредственного качества по доступной стоимости, реализуемая крупными сетями в сегменте масс-маркета, быстро утрачивает внешний вид и приходит в негодность.

Но окажет ли должный эффект отказ от синтетических тканей? И хотя вещи из натуральных волокон отличаются высоким качеством, не теряют вид после многочисленных стирок, и прослужат долгое время, но без ответственного подхода к вопросам потребления, они представляют не меньшую угрозу для экологии. Дело в том, что любая одежда разлагается недостаточно быстро, даже если изготовлена из натуральных материалов и не окрашена искусственными красителями.

Переработка и вторичное использование

Структура синтетических материалов содержит микропластик, частицы которого отделяются при каждой стирке и с водой попадают в мировой океан. Поэтому всё больше брендов перенимает трендовую идею переработки вещей из своих коллекций для повторного использования тканей. Более того, многие компании из мира фэшн-индустрии сегодня финансируют в переработку пластика, в частности, бутылок. В результате их расплавления получают экологичный полиэстер, применяемый в производстве одежды. Соответственно цикл жизни изделия на этом не останавливается, и оно может быть вновь переработано, и обрести третью жизнь.

С помощью перепроизводства удаётся сократить объёмы используемой ткани и прийти к концепции устойчивой моды. Покупатели, в свою очередь, становятся более осознанным в вопросах потребления, и отдают предпочтение брендам, проявляющим ответственность и заботу об окружающей среде.

Этичная торговля

Безусловно, вопросы переработки и отказа от вредных технологий в производстве – наиболее важные для защиты окружающей среды. Однако, за понятием «устойчивая мода» скрывается не менее насущная проблема корпораций, занимающихся пошивом одежды – соблюдение прав работников и обеспечение условий труда.

Если ранее не каждый задумывался о тонкостях производства одежды, независимо от сегмента – масс-маркет или люкс, то пандемия, охватившая планету и поставившая на паузу работу фабрик, обратила внимание на проблему людей, которые трудились над созданием модной одежды. Тысячи сотрудников, годами, приносящие брендам прибыль, были вынуждены остаться без источников к существованию и без поддержки со стороны компаний-работодателей.

Устойчивая мода

unsplash.com

Всё больше покупателей приходит к осознанности и проявляет интерес к производственным процессам, требуя от модных компаний прозрачности всех звеньев цепочки поставок. Обеспечение качества рабочего пространства и справедливой заработной платы – одни из принципов устойчивой моды.

Как и любой феномен, устойчивая мода требует комплексного подхода и коллективной ответственности. Производители одежды, следуя принципам ответственности, способны снизить вред, ежегодно причиняемый окружающей среде. А покупатели, обретая осознанность, могут в этом помочь, предъявляя всё более высокие требования, и отдавая предпочтение устойчивым брендам, ведь спрос всегда рождает предложение.